Данный материал — краткий экскурс в мир контактной сварки, которой так много в процессах автомобилестроения и техобслуживания ТС. Вам не понадобится опыт сварщика или технолога для того, чтобы разобраться в приведенной информации. Статью готовили совместно с нашими партнерами — технологами Telwin, компании которая может похвастаться передовыми позициями на рынке оборудования в линейке точечной и контактной сварки.
Поступательно разберемся в базовых аспектах и всех “за” — почему методы контактной сварки, так востребованы на производствах связанных с автомобилестроением.
Если после прочтения материала у Вас останутся вопросы — буду рад ответить в комментариях, к ответам на вопросы по оборудованию Telwin мы сможем подключить специалистов компании.
Какие типы металлов и методы сварки применяют в машиностроении
При выборе стали под технологический процесс, всегда важно понимать, какая роль у детали, назначение и применение. Современные стандарты автомобильной промышленности требуют решения таких задач, как:
- Уменьшение веса транспортного средства и как следствие сокращение расхода топлива и загрязнения воздуха;
- Повышение надежности конструкции для безопасности пассажиров и соответствия все более строгим стандартам дорожных испытаний «crash test»;
- Защита материалов от коррозии.
Для высокой надежности, жесткости кузова автомобиля и одновременно снижения веса конструкции, автопроизводители при разработке новых моделей автомобилей применяют современные материалы:
- Высокопрочные стали малой толщины, с улучшенными механическими характеристиками;
- Алюминиевые сплавы, более легкие по сравнению со сталью и лучшим сопротивлением коррозии;
- Оцинкованные листы.
Ниже представлена конструкционная карта применения разных типов сталей и их сплавов у современных легковых автомобилей:
Малые толщины и особые физико-химические и механические свойства современных материалов требуют применения особых методов сварки, чтобы уменьшить деформацию металла и избежать снижения механической прочности.
Например, ИМПУЛЬСНАЯ полуавтоматическая сварка (MIG/MAG PULSE) применяется для сварки алюминиевых сплавов, гарантируя эффективный контроль параметров сварки (низкая передача тепла, устойчивость дуги, отсутствие брызг, внешний вид и чистота шва).
MIG пайка позволяет выполнять работу на оцинкованных листах при более низких температурах (900°С) по сравнению с традиционной сваркой MIG/MAG (1500°С). Сварка выполняется только при расплаве присадочного материала (CuSi3 или CuAl8) не повреждая, таким образом, слой цинка, в том числе и на противоположной поверхности.
Для повышения качества сборки, надежности кузова и снижения себестоимости серийного производства автомобилей применяют высокопроизводительные автоматизированные способы сборки и сварки. Наиболее широкое применение в автомобилестроении нашла контактная точечная сварка.
Точечная контактная сварка — основные принципы и преимущества
Точечная сварка – это разновидность контактной сварки, при котором происходит локальный кратковременный нагрев и сжатие деталей в одной или нескольких точках.
Точечная сварка состоит из 3 основных этапов:
- Обжатие деталей электродами;
- Подача сварочного тока, интенсивный кратковременный нагрев и расплавление металла в месте контакта;
- Выключение тока и остывание металла в зоне сварки с сохранением усилия сжатия.
Преимущества точечной сварки:
- Благодаря нагреву и плавлению металла только в точке контакта – не происходит деформации металла из-за перегрева;
- Скорость сварки выше, по сравнению с дуговой сваркой, так как сварные точки ставятся на расстоянии друг от друга, а за счет высоких значений тока требуется меньше времени на разогрев и расплавление металла;
- Высокая степень автоматизации и роботизации процесса, что важно в условиях серийного производства;
- Стабильное качество и повторяемость результата сварки при соблюдении точности сборки;
- Меньшее потребление электроэнергии, по сравнению с полуавтоматической сваркой;
- Отсутствие необходимости применения газа или присадочных материалов.
Благодаря своим преимуществам, контактная сварка активно применяется при производстве кузова автомобиля. В конструкциях современных автомобилей насчитывается — до 5000–7000 сварных точек.
Гарантирую, в будущем у нас будут тонны полезных материалов и инсайдов из мира промышленного оборудования — не забудь подписаться на рассылку, чтобы не пропустить!
Почему 80% сварочных работ с кузовщиной это точечная и контактная сварка?
Кузов автомобиля является одной из основных частей и выполняет 2 основные функции:
- Несущая – все навесные элементы крепятся к кузову автомобиля, в том числе двигатель и ходовая часть;
- Защитная – обеспечивает защиту водителя и пассажиров при столкновении.
Практически при любом столкновении происходит повреждение кузова. Их можно разделить на 3 категории:
- Небольшие повреждения – например вмятины на двери, крыле, бампере. Такие повреждения не влияют на эксплуатационные характеристики и носят в основном эстетический характер. Их зачастую исправляют с помощью споттера и обратного молотка.
- Средние повреждения – приводят к нарушению геометрии кузова. В таком случае происходит замена кузовного элемента целиком. Его вырезают по сварным точкам и с помощью аппарата точечной сварки приваривают новый элемент на прежнее место.
- Серьезные повреждения – при которых восстановление геометрии кузова выполняют на специальных стендах. А в случае, когда стоимость материалов и работ превышает рыночную стоимость самого автомобиля, восстановление признается нецелесообразным и автомобиль отправляется в утилизацию.
В любом случае, после повреждения уменьшается механическая прочность металла. Автопроизводители предоставляют рекомендации, при каких повреждениях элемент кузова может быть восстановлен без потери свойств, а при каких необходима замена элемента на новый.
Во время ремонтных работ в автомастерских важно учитывать эти рекомендации, иначе это может привести к снижению безопасности водителя и пассажира. Следовательно, при проведении операции сварки становится необходимым использовать оборудование, способное эффективно работать с современными типами материалов. И с таким оборудованием мы познакомимся в следующем разделе.
Что есть у TELWIN для СТО и ремонта ТС
У итальянской компании TELWIN хорошо развито направление оборудования для точечной контактной сварки, которое специализируется на ремонте и техническом обслуживании ТС. Ниже проведем обзор и общее назначение популярных моделей.
DIGITAL CAR SPOTTER 5500
Споттер — разновидность аппарата точечной сварки. Он необходим в тех случаях, когда отсутствует возможность подобраться к месту повреждения с обратной стороны (пороги, крылья, в некоторых случаях двери и стойки кузова).
Споттер предназначен для:
- Приварки специальных шайб, звездочек, волнистой проволоки, заклепок с помощью которых происходит выправление вмятин.
- Устранение бугров и выпуклостей, образовавшихся в процессе растяжения металла, благодаря локальному нагреву электродом для термической правки.
- Односторонней точечной сварки листов толщиной 1 + 1 мм с помощью специальных электродов.
В комплект модели входит:
- начальный комплект расходных материалов для работы;
- пистолет для приварки специальных элементов;
- обратный молоток для работы с вмятинами;
- обратный кабель с массой.
DIGITAL CAR SPOTTER 7000/9000
Сварочные аппараты контактной сварки, предназначены для:
Двухсторонней точечной сварки листов (мод. 7000 1,5 мм + 1,5 мм; мод 9000 3 + 3 мм). Применяются в том случае, когда необходимо заменить элемент кузова полностью. С помощью специального инструмента высверливают заводские сварные точки. Зачищают места соединения, устанавливают новый элемент кузова и приваривают его с помощью клещей для точечной сварки. | |
Работы в режиме споттера с помощью дополнительного комплекта (пистолет и обратный молоток). | |
Работа в импульсном режиме используется для сварки листов со следами краски, окисленных, оцинкованных или с высоким пределом текучести. |
Автоматическое определение установленного инструмента (клещи или пистолет) и ЖК-дисплей позволяют легко настраивать и регулировать параметры точечной сварки. |
Комплектуются пневматическими клещами и тележкой для перемещения.
INVERSPOTTER 13500/14000 SMART (AQUA)
Сварочная установка с инверторной технологией постоянного тока при средней частоте (MFDC) гарантирует значительные преимущества по сравнению с традиционными аппаратами контактной сварки на переменном токе с низкой частотой (50 Гц):
- Высокий ток контактной сварки (12 000 – 15 000 Ампер);
- Низкое энергопотребление благодаря выходному постоянному току DC;
- Лучшая прочность и внешний вид сварной точки;
- Высокая скорость сварки с меньшим количеством брызг расплавленного металла, благодаря эффективной передаче тепла;
- Отличные результаты сварки на всех видах высокопрочных сталей, используемых в автомобильной промышленности.
Уникальная технология SMART AUTOSET позволяет в автоматическом режиме определить тип и толщину свариваемых материалов. И подбирает необходимые параметры сварки: усилие сжатия, ток и время сварки. Эта технология позволяет сэкономить время, так как не требует настройки режимов и гарантирует оптимальное качество точечной сварки, даже если не известен тип и характеристики металла. |
Аппарат снабжен пневматическими клещами со встроенным трансформатором и выпрямительным узлом. Это позволяет обеспечить более высокие значения сварочного тока по сравнению с традиционными аппаратами точечной сварки при более низком энергопотреблении и меньшим магнитным полем. Кроме того это позволяет использовать более длинные и легкие кабели, повышая маневренность и радиус действия.
Если резюмировать, то контактная сварка становится незаменимой в производстве автомобилей при работе с новыми материалами. Технологии совершенствуются, а на рынке сварочного оборудования уже есть, как минимум одна компания, которая стремится закрыть потребности сварщиков в сфере кузовного ремонта. Посмотрите ниже сравнительную таблицу покрытия работы моделей оборудования TELWIN с различными видами сталей и сплавов.